Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Широковская школа" Симферопольского района Республики Крым

Адрес: 297510, Республика Крым, Симферопольский район, с.Широкое, ул.Ленина, 11

Телефон: +73 (652) 324 -840 Эл. почта: shirokoe11@mail.ru

Мы в социальных сетях: https://vk.com/club160371097

Электронный журнал: https://shirokoe.eljur.ru

Мы в социальных сетях
Другое дело
Другое Дело
Платформа "Другое дело" создана для мотивации обучающихся на полезные дела. Несовершеннолетние, выполняя задания, могут получить бонусы, которые могут потратить у партнеров программы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Широковская школа" Симферопольского района Республики Крым

297510, Республика Крым, Симферопольский район, с.Широкое, ул.Ленина, 11

Телефон

+73 (652) 324 -840

Эл. почта shirokoe11@mail.ru

Как нас найти...

Психолого-педагогический консилиум по адаптации 5 класса

 

Психологическая служба

Выступление на психолого-педагогическом консилиуме по адаптации 5 класса

.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса - сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. И хотя каждая школа — сложный и своеобразный «организм», но многие трудности, переживаемые учениками в этот период, похожи. Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: • очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); • непривычное расписание (новый режим); • много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; • новый классный руководитель; • в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими; • проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате). Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются:• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; • возросший объем работы, как на уроке, так и дома; • новые, непривычные требования к оформлению работ; • необходимость самостоятельно находить дополнительный материал и работать с ним. своеобразием возраста.

Возрастные психологические особенности пятиклассников

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт, и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем и т.п.), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года

Все эти психологические особенности постепенно начинают проявляться как раз в возрасте 10-11 лет - при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться весьма непростым, и соучастие педагогов просто необходимо. Оно, на наш взгляд, может быть самым разным. Нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую повышение восприимчивости и чувства ответственности ребенка. Однако если легкое волнение перед выполнением задания или ответом у доски способствует мобилизации ребенка, то сильная тревога, наоборот, приводит к ухудшению результатов работы или к отказу от выполнения задания и отрицательно влияет на успеваемость. Поэтому очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Следует выработать четкие, последовательные и устойчивые требования, объяснить ребятам, почему они необходимы, согласовать требования учителей-предметников. Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них. Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, способствующие снижению тревожности у детей

  1. 2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников. 3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену. 4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например: а) обязательные дисциплинарные требования (правила): • здороваемся стоя; • не перебивать ни учителя, ни ученика; • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе; • опоздания не допускаются; б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий; • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.); в) отношения между детьми; между учителем и ребенком: • проявлять уважение друг к другу; • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п. 5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник - классный руководитель или учитель-предметник. 6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей. 7. Можно подготовить и провести впервые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса. 8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

Рекомендации педагога - психолога классному руководителю 5 класса

• Совместно с психологом помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками. • Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников. • Постоянно поддерживать контакт со школьным психологом.

Осуществлять психологическую поддержку ребенка

Для этого необходимо: • Опираться на его сильные стороны. • Избегать подчеркивания промахов. • Показывать, что Вы довольны Вашими учениками. • Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса. • Внести юмор во взаимоотношения с детьми. • Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием. • Уметь взаимодействовать с ребенком. • Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно. • Принимать индивидуальность каждого ребенка. • Проявлять эмпатию и веру в учеников. • Демонстрировать оптимизм.

Поддержать можно посредством: • отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»); • высказываний («я горжусь тобой», «мне нравится, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»); • прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка); • совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха); • выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).

Рекомендации педагога -  психолога учителям-предметникам

• Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии. • Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал. • Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания. • Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу. • Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное. • Создавать обстановку успеха. • Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей. • Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы. • Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Рекомендации педагога -  психолога родителям

• Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу, и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос. • Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы). • Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя. • Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня. • Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе. • Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.). • Верить в своего ребенка, опираться не его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.

Особенности психического развития школьника (10-11 лет)

Интеллектуальное развитие: • конкретно-операционная стадия когнитивного развития; • способность к логическим рассуждениям; • развитие теоретического мышления (мышление в понятиях); • мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной точкой все, же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо гипотетического или противоречащего фактам предположения.

Психическое развитие:

• к концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как рефлексия, произвольность, саморегуляция; • период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок; • мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.

Физическое развитие: • дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются; • продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными; • продолжается формирование сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива; • увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.

Социальная адаптация:

• кризис самооценки, негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность); • дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках.

Психологическая помощь младшим подросткам в период адаптации. Причины дезадаптации у младших подростков

  1. 2. Несформированность коммуникативных навыков. 3. Недоразвитие психической сферы: отсутствие адекватной мотивации, низкая самооценка, недостаточная сформированность рефлексии, саморегуляции, теоретического мышления. 4. Профессиональная некомпетентность педагогов. Недостаточное понимание трудностей адаптационного периода. 5. Эмоциональное неблагополучие. 6. Отсутствие преемственности в работе психологов и педагогов. 7. Плохое здоровье.

Пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения

• Установите и сохраните отношения взаимного уважения. • Определите цель или причину негативного поведения подростка. • Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений. • Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным. • Поощрив ученика, предоставьте ему возможность: • совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство; • объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего; • принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов; • сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия; • научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.

                                                                                                        Педагог-психолог Шинкаренко Е.Н.

 

Наверх
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.